понедельник, 16 сентября 2019 г.

Откуда взялась Баба-Яга?



Баба-Яга существовала!
Об этом говорят приметы, поговорки, сказания, дошедшие до нас от далеких предков. Они зачастую являются не просто складными выражениями, но и несут в себе много пищи для размышлений. Это касается и мифов, и сказок, всеми известных, буквально, с пеленок. Ведь достаточно проявить дополнительный интерес, и большинство их содержаний найдут отражение в повседневной жизни наших пращуров.
Взять, к примеру, хорошо знакомую нам по старым сказкам злобную, страшную старушку, живущую в дремучем лесу - Бабу-Ягу, которая только и делает, что ворует маленьких детей, чтобы съесть их, да губит добрых молодцев.

Правда, ни в одной сказке своих целей старушка так и не добилась.
Откуда взялась Баба-Яга?
Служил ли образ злой колдуньи лишь для запугивания детишек, чтобы как-то утихомирить их и уберечь от самостоятельного хождения по опасному лесу?
Скорее нет, чем да.
В образе сказочного существа четко угадывается человек определенной специализаций, причем исключительно положительной и нужной обществу того времени, а, именно, целительница или знахарка.
Не секрет, что способности, а, точнее, дар целителей у Древних Славян считался, скорее, ворожбой, хоть и полезной и необходимой. Однако таких людей старались сторониться, держались от них подальше, потому и селились знахари на отшибах, обособленно от поселений.
Вот и Баба-Яга не была исключением.
Более того, в "арсенале" врачевателей того времени были совсем дикие, на взгляд современного человека, способы излечения недугов. Например, такой ритуал, как "припекание" младенца.
Больного рахитом ребенка заворачивали в сочень из теста, получившийся "пирог" с живой "начинкой" знахарка помещала на деревянную лопату и трижды засовывала "постряпушку" в горячую печь. После чего маленького человечка извлекали, а тесто скармливали собаке.
Согласитесь, обряд очень напоминает нам страшилки о том, что Баба-Яга готовит себе кушанье из детишек.
С течением времени, эти факты, конечно, видоизменились, и до нашего сознания дошел лишь искаженный сказкой смысл поведения сказочной старушки.
Так же антигуманные поступки сказочной бабушки находят отражение в обряде посвящения юноши в мужчину. Заключался он в постановке похищения человека.
Мальчика уводили в глухую чашу, где он подвергался ритуальным испытаниям в том числе огнем, которые символизировали взросление ребёнка, т.е. он становился мужчиной. Становление человека в ранг равноправного члена общества, при этом человеку объясняли, как следует вести себя, подобающе мужчине, давали полезные советы. Руководила же данным ритуалом главная жрица.
Неотъемлемой частью сказок с "участием" Бабы-Яги является ее знаменитое жилище - избушка на курьих ножках.
Трудно поверить, но и она имеет прообраз в реальной жизни наших предков. Правда, если рассматривать образ ведьмы с ее сказочным бытом, ремеслом и предназначением, то он имеет несколько мистическое обоснование, базирующееся на суевериях и традициях Древних Славян.
Так, например, избушка на курьих ножках, представляет собой подобие склепа.
По традиции Древних Славян усопших хоронили в специальной избе, поставленной на четырех окуренных дымом столбах или пнях, которые, кстати, иногда, имеют некоторую схожесть с куриными лапами. Но все же "курьи" это, скорее, производное от слова окуренные.
В этом случае и внешний вид Бабы-Яги, как нельзя, кстати, соответствует внешности умершего человека: страшная, лохматая (только умершей женщине распускали волосы, живые обязаны были заплетать их в косы), обитающая обособленно, в дремучем лесу, по сути, на границе Яви и Нави (на основании все тех же суеверий).
Наконец, именно боязнь перед нежитью обуславливает страх сказочных персонажей перед Бабой-Ягой, но даже, несмотря на это, они идут к ней за советом или помощью.  Никого из своих гостей Баба-Яга не съела, а наоборот топила для них баньку, поила, кормила, указывала правильный путь, рассказывала как справится с нечистой силой.
Так и наши предки, невзирая на собственные страхи, просили помощи у погребенных родичей.

Откуда взялась Баба-Яга? 

Существует еще масса актуальных прообразов для сказочной колдуньи, но, если судить объективно, то Баба-Яга - это некоторый собирательный образ реально существовавших людей с их предназначением для жизни людей тех времен, или поверий, присущих нашим предкам.
Вероятно, найденные когда-то описания обрядов или таинств, свидетельства наблюдателей были в свое время поняты не совсем верно, или даже носили абсолютно ошибочное определение, что в итоге сказалось на образе сказочного персонажа.
А получается, что Баба-Яга не такая уж и страшная!

Комментариев нет:

Отправить комментарий